Проблемы развития IP-телефонии
Введение
IP-телефония - это общий термин, обозначающий передачу голоса и факса, а также связанные с этим сервисы, частично или полностью через пакетные сети на основе протокола IP (Internet Protocol - протокол межсетевого взаимодействия).
Термин IP-телефония эквивалентен термину VoIP (Voice over IP). Internet-телефония - более узкое понятие, когда в роли транспортной среды выступает сеть Internet
В последние два года интерес к IP-телефонии вырос. IP-телефония делится на два типа: традиционная карточная телефония, при которой потребитель, набирая код с домашнего телефона, пользуются услугами международной связи, и, так называемая, корпоративная телефония. В этом случае подключение заведено непосредственно на телефонной станции, и таким образом клиент использует IP-телефонию, уже не думая о том, что за этим стоит.
Критерием развития рынка IP-телефонии является растущая популярность этих услуг и непрерывно возрастающий охват территории использования.
Наибольший интерес IP-телефония представляет для корпоративных клиентов, причем максимальное качество и удобство достигается за счет подключения к выделенной линии в опорной сети провайдера.
1.1 Проблемы развития IP-телефонии
Первыми потенциал широкополосного доступа раскусили альтернативные операторы "новой волны", которые сосредоточили свои усилия на продвижении интернет-телефонии. Это всемирно известные компании Skype, Vonage, FreeWorld Dialup, Packet8 и другие, а в России - петербургская компания "Телфин", которая демонстрирует весьма впечатляющие успехи. Стоит заметить, что бизнес-модели российских и зарубежных провайдеров имеют существенные различия. Наши компании в первую очередь ориентированы на услуги интернет- телефонии корпоративным клиентам. Несмотря на это, технологические решения и организационные принципы предоставления услуг одинаковы: реализована бизнес-модель так называемой наложенной на чужую сеть услуги.
Однако нынешние успехи провайдеров могут оказаться недолговечными. У этой бизнес-модели свои подводные камни.
Необходимо обеспечивать соответствующую настройку сетевого оборудования, которое используется при предоставлении широкополосного доступа. Здесь пересекаются интересы провайдера интернет-телефонии и оператора сети широкополосного доступа. Если настройка соответствующих режимов NAT (Network Address Translator - преобразователь сетевых адресов) не вызывает особых возражений, то изменение политики безопасности наталкивается на серьезные препятствия. Впрочем, практически всегда техническим вопросам удается найти адекватное решение, гораздо сложнее урегулировать коммерческие разногласия.
Абонентам широкополосного доступа, подписавшимся на услуги провайдера интернет-телефонии, приходится фактически дважды оплачивать одну и ту же услугу (в виде телефонного трафика и в виде трафика данных). Легко подсчитать, что за час телефонной связи поверх IP-сети (VoIP) генерируется порядка 36 Мбайт данных, которые обходятся корпоративному заказчику примерно в $1. По нынешним тарифам час телефонных переговоров по Интернету обходится примерно в $6. Таким образом, расходы корпоративного клиента увеличиваются на 15-20%. Кроме того, операторы широкополосного доступа вполне могут повторить аргументацию традиционных операторов против использования "чужой" инфраструктуры. Более того, они могут активно противодействовать такой экспансии, оставаясь в рамках закона.
1.2 Идеальная бизнес модель IP-телефонии
Идеальная бизнес-модель предоставления услуг IP-телефонии должна помочь операторам компенсировать снижение доходности, ослабить тиски конкуренции и уменьшить зависимость от несовершенства правового поля.
Наиболее подходящим вариантом становится использование широкополосного доступа и предоставление абонентам большого выбора услуг. Принцип очевиден и в упрощенном виде даже банален. Но как сформировать работающий бизнес-процесс?
Безусловно, ведущую роль в деятельности операторов связи будет играть предоставление разнообразных услуг.
Обсуждение варианта, известного как услуга triple play, ведется уже достаточно давно, и сложилось понимание, что "джентльменский набор" оператора должен включать:
1 местную и дальнюю телефонную связь;
2 доступ в Интернет;
3 телевидение;
4 видео по запросу;
5 радиовещание;
6 игровой сервис.
Необходимое качество сервисов обеспечивается путем подключения абонента к каналу связи с пропускной способностью не менее 2 Мбит/с (суммарная потребность по основным видам трафика). На долю интернет-трафика вполне достаточно выделить 256 кбит/с, для передачи голоса по IP-сети с использованием кодека G.711 - 80 кбит/с. С видеосигналом дело обстоит сложнее, телевизионное вещание вполне можно осуществлять на скорости 1,5 Мбит/с. Для просмотра видеофильмов с качеством DVD потребуется полоса 4-5 Мбит/с (стандарт MPEG-2). Тем не менее с известной долей допущения можно утверждать, что для подавляющего большинства абонентов достаточным окажется канал с полосой пропускания 2 Мбит/с. Эту величину и стоит рассматривать как нижнюю допустимую границу для услуги широкополосного доступа. Для обеспечения высокого качества услуг необходимо иметь канал с пропускной способностью не менее 5 Мбит/с.
Таким образом, услуги IP-телефонии в перспективе станут составной частью целого сервисного пакета оператора связи.
Существует несколько направлений развития сетей широкополосного доступа, которые отличаются друг от друга средой передачи. Однако наибольшее распространение получили решения с использованием ADSL и Ethernet. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, которые определяют предпочтительные области использования. Опуская технические подробности, можно утверждать, что технология ADSL демонстрирует свои лучшие стороны при низкой плотности абонентов.
Это решения для подключения сельских и городских абонентов в условиях невысокого спроса.
При средней и высокой плотности абонентов гораздо эффективнее использовать Ethernet. Такие решения отличаются высокой и предсказуемой скоростью передачи, простым масштабированием и низкой удельной стоимостью. Однако выбор технологии широкополосного доступа напрямую зависит от ответа на вопрос: как обеспечить достаточную полосу пропускания для доступа абонента к выбранным сервисам? Как показывает опыт, оптимальным вариантом построения широкополосной сети является разумная комбинация технологий. Конкретное решение зависит не только от масштабов и технического состояния кабельной инфраструктуры, но и от наличия специалистов соответствующей квалификации, а также объемов финансирования.
Несмотря на множество трудностей, число широкополосных подключений растет в России достаточно быстрыми темпами. Если еще пару лет назад о каждом проекте широкополосной абонентской сети упоминали как о выдающемся событии, то сегодня это обыденное явление. По грубым оценкам, счет таких подключений ведется на десятки тысяч. Это гораздо меньше, чем, например, в США, но процесс только начался. Высока вероятность, что года через два рынок широкополосного доступа будет оцениваться сотнями тысяч пользователей.
1.3 Интегральная бизнес-модель IP-телефонии
Кроме междугородной и международной связи, сети широкополосного доступа вполне могут предлагать абонентам местную связь.
Благодаря наличию собственной сети под собственным управлением широкополосные операторы способны предлагать абонентам сервис, который просто недоступен провайдерам "карточной" IP- и интернет-телефонии. Речь идет о пресловутом SLA - соглашении об уровне качества услуг. Это не просто красивый жест оператора в сторону абонентов, а реальный способ увеличения доходов.
Вторым фактором, позволяющим владельцам широкополосного доступа начать активное продвижение на рынке, является предоставление абонентам комбинированных тарифов.
В этом случае оператор может не только исключить двойную оплату услуг, но и получить новые механизмы формирования тарифов, а кроме того, обеспечить высокий уровень сервисной поддержки. Это ему позволяет сделать опыт предоставления доступа в Интернет.
Итак, тенденции, которые наметились на рынке IP-телефонии, позволяют сделать следующие выводы. В ближайшие два года основную роль здесь начнут играть операторы IP-телефонии, владеющие инфраструктурой доступа. Услуга голоса (как, впрочем, и видео) поверх пакетной сети станет основной статьей дохода интернет-провайдеров, в первую очередь операторов домовых сетей.
Заметное влияние на рынок IP-телефонии окажет интернет-телефония, чьи бесплатные услуги привлекают огромное число абонентов. Опыт компании Skype тому пример. Однако бесплатно абоненты этой и других аналогичных сетей могут общаться только в Интернете, за выход на публичные телефонные сети надо платить.
Произойдет "разделение труда" при предоставлении услуг IP-телефонии по иерархическому принципу. Операторы территориальных сетей (WAN) будут ориентироваться на предоставление телефонного сервиса лишь в пределах своих сетей. Это вызовет усиление роли бирж трафика IP-телефонии, а также магистральных операторов как участников межоператорского обмена.
Безусловно, сильное влияние на российский рынок IP-телефонии окажут нормативные акты, которых с нетерпением ждут все операторы.[1]
1.4 Политические факторы
Главным показателем влияния на рынок ip-телефонии со стороны государства является появление все новых законных и подзаконных актов напрямую регулирующих положение в этой отрвасли.
Так, мининформсвязи направит в 2006 году в правительство новый перечень лицензируемых услуг связи. По старому перечню для оказания услуг IP-телефонии оператору было необходимо иметь лицензию на передачу данных (так называемые услуги телематики). При этом большинство IP-операторов при передаче голоса использовало комбинацию из IP-сети и обычных телефонных сетей.
Теперь услуги IP-телефонии будут предоставляться в рамках лицензии под названием “услуги связи сети передачи данных по передаче голосовой информации”.
При этом лицензия на IP-телефонию подразумевает передачу голоса по IP-сети только между IP-устройствами (компьютерами, IP-телефонами и т. д.). Если же оператор услуг IP-телефонии планирует предоставлять эти услуги с использованием обычных телефонных сетей (что в подавляющем большинстве случаев они и делают сегодня), то он должен будет получить лицензию на услуги местной, зоновой, междугородной или международной связи. Другой выход для IP-операторов — заключить агентское соглашение с одним из операторов, уже имеющих подобные лицензии. Пока такую лицензию имеет только “Ростелеком”.
Утверждается, что постановление о новом перечне лицензируемых услуг связи может быть подписано председателем правительства в жатые сроки. После этого оно сразу вступит в силу и IP-операторы, использующие проводную телефонную сеть, должны будут для продолжения работы получить лицензию услуги на телефонную связь или заключить агентское соглашение.
В “Ростелекоме” готовы к заключению соглашенийм с операторами и уже работают с рядом IP-операторов, например с “Зеброй Телеком”. Это влечет за собой рост стоимости акций “Ростелекома”, которые уже «выросли» на 5,3%.
Вице-президент компании “Корбина Телеком” Александр Малис говорит, что его компания готова к использованию обоих вариантов. Но, по его мнению, в любом случае новые правила повысят стоимость IP-звонков. “IP-телефонии в том виде, в каком мы ее знаем, уже не будет”, — сокрушается Малис. Он считает, что новые правила лицензирования заставят часть небольших операторов уйти “в подполье”. Малис отмечает, что подобная ситуация была в Китае, в результате большинство IP-операторов стали нелегальными и правительство было вынуждено вернуть старые правила. “Если раньше они работали легально и платили налоги, то теперь просто уйдут в тень”, — считает Малис.
Действительно, новые правила лицензирования повлияют как на расстановку сил на рынке IP-телефонии, так и на стоимость услуг.
В компании «Зебра Телеком» заявляется, что у компании уже есть лицензия на местную телефонную связь, а также заключены межоператорские соглашения с “Ростелекомом”, Golden Telecom, МТТ и “ТрансТелеКомом”. При этом в дальнейшем “Зебра Телеком” может получить собственную лицензию на дальнюю связь.
“Если стоимость IP-звонков повысится, то IP-операторам будет просто невыгодно работать на рынке, ведь их бизнес-модель строится именно на том, что они предоставляют дешевую связь”, заявляается аналитическим агентством iKS-Consulting. В таком случае IP-операторы вынуждены будут или уйти с рынка, или пересмотреть экономическую модель бизнеса.
В данной ситуации небольшие IP-операторы вряд ли выживут.[2]
1.5 Технологические факторы.
Наибольшей популярностью среди провайдеров услуг IP-телефонии продолжает пользоваться бизнес-модель, основанная на предоплате услуг и получившая условное название "карточная", так как в большинстве случаев, особенно при предоставлении услуг населению, применяется оплата с помощью скретч-карт. По сути дела, оператор связи продает потенциальным абонентам идентификационные данные, позволяющие получить доступ к определенным видам услуг в определенный период времени.
Такая бизнес-модель работала очень хорошо и позволила создать фактически новый рынок в телекоммуникациях. Но сейчас операторы испытывают определенные трудности при работе по "карточной" схеме. Например, в Москве очень высокая конкуренция, что требует значительного увеличения расходов на продвижение и поддержание торговой марки. В зависимости от степени известности торговой марки оператора и объемов продаж эти затраты составляют от 20 до 50% номинальной стоимости карточки.
Не стоит забывать, что черты "карточной" бизнес-модели во многом определились под влиянием технической реализации узлов операторов связи. Любую сеть любого оператора IP-телефонии, предоставляющего услуги на основе рге-paid-карточек, можно свести к простой схеме.
Абонент городской телефонной сети, желающий воспользоваться такой услугой, звонит на номер, присвоенный серверу доступа. Затем проходит процедуру авторизации, вводя по командам речевого интерактивного автоответчика необходимые данные с карточки. Если этот этап прошел успешно, то абоненту предоставляется возможность осуществить звонок. Вызов попадает в сеть VoIP, которой может служить либо распределенная сеть самого оператора, либо партнерская сеть, либо так называемая биржа VoIP. В конечном итоге вызов вновь попадает в городскую телефонную сеть, только его инициатором становится сервер доступа.
Данный вариант имеет ряд существенных ограничений, которые оказывают влияние на собственно бизнес-модель. Во-первых, это низкое качество голосового сигнала - не только из-за экономии оператора на полосе пропускания, но и из-за невысокого качества связи на сети городского телефонного оператора. Во-вторых, проблемы использования инфраструктуры традиционных операторов связи. Именно на этот аспект "карточной" бизнес-модели чаще всего указывают традиционные операторы, предъявляя претензии альтернативным. [3]
Рисунок 1 Стандартная схема организации IP-телефонии
2 Потребители и их потребности
2.1 Существующие и потенциальные сегменты
потребителей. Текущие потребности потребителей
Некоммерческим партнерством «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» проводилось изучение сегментов потребителей.
В рамках исследования изучался рынок услуг на базе доступа в Интернет; рынок услуг на основе VoIP, в том числе IP Centrex; услуги организации IP VPN; интеллектуальные и медиауслуги (видео по запросу, телемедицина и др.). Основной сегмент IP-услуг в России в настоящее время услуги на базе VoIP для корпоративных клиентов.
По мнению большинства игроков на рынке, наблюдается тенденция перехода с традиционной телефонии на VoIP-решения.
В структуре междугородного и международного трафика в России доля IP-трафика постоянно растет: в 2004 году достигла 17%, в то время как в 2002-м составляла около 7%. Причина – технологические и экономические преимущества VoIP. Клиенты отдают предпочтение VoIP-решениям, что обусловлено в первую очередь снижением затрат на связь при возрастающем качестве передачи голоса. Процесс демонополизации российского рынка связи также способствует замещению традиционной телефонии VoIP-решениями.
Ниже рассмотрен сегмент корпоративных пользователей как наиболее емкий.
Услуги на базе VoIP распространены не так заметно : в настоящее время ими пользуются около трети компаний. Самыми популярными в этой группе услуг остаются междугородные и международные переговоры. Кроме осуществления дальних вызовов, около четверти предприятий также пользуются услугами аудиоконференц-связи и переадресации вызовов. Аналогичная структура приоритетов в отношении VoIP-услуг характерна и для предприятий, планирующих воспользоваться данными услугами, при этом ожидается повышение спроса на услуги аудиоконференц-связи и переадресации вызова. Основная причина отказа от услуг на базе VoIP – отсутствие потребности в них. Так обосновали свою позицию около половины компаний.
Проникновение услуги IP Centrex в корпоративном секторе очень низкое – менее 2%, большинство представителей опрошенных компаний даже не знают об этой услуге.
Несмотря на то что медиауслуги активно продвигаются, пользуются ими менее 14% компаний, при этом наиболее популярными являются видеоконференц-связь, дистанционное обучение и видеотелефония. Услуги видео по запросу, широкополосное ТВ и телемедицина в корпоративном секторе практически не востребованы. Самый высокий уровень проникновения медиауслуг отмечен в бюджетных организациях (в том числе учебных и медицинских учреждениях) и в компаниях сектора ИКТ. Заинтересованность в данных услугах предприятий других секторов в среднем низкая, и в дальнейшем не ожидается значительного повышения уровня их проникновения.
Рынок VPN развивается быстро, но, по результатам опроса, к настоящему времени смог охватить только 15% компаний. Между тем проникновение VPN среди предприятий, где эта услуга может быть востребована, достаточно высокое. Так, более половины компаний, имеющих филиалы, объединенные в корпоративную сеть, и около трети предприятий с распределенной филиальной структурой уже организовали VPN. Наибольшим спросом пользуются эти услуги у крупных сетей розничной торговли, финансовых и страховых компаний, а основные потребители данного сектора – банки.
Интеллектуальные услуги наименее распространены в корпоративном потребительском сегменте. Более того, уровень заинтересованности предприятий в этих услугах еще ниже, чем в медиауслугах. Самой популярной в этой группе является услуга платного вызова, на втором месте – услуга бесплатного вызова, а затем – универсальный номер доступа (Universal Access Number), вызов по кредитной карте (Credit Card Call) и телеголосование.[4]