Оборудование IP-телефонии


В 2000 г. успешно прошел


В 2000 г. успешно прошел сертификацию комплекс оборудования IP-телефонии компании Lucent Technologies типа Packet-Star IP 1000. В состав этого комплекса входят шлюз, привратник и устройство управления сетью (Manager). Шлюз Packet-Star IP Gateway 1000 поддерживает до 3360 одновременных соединений и может, совместно с привратником, обслуживать до нескольких миллионов телефонных соединений и факсимильных сессий в день. Основные особенности оборудования состоят в том, что со стороны опорной АТС принимается множество потоков речевой информации со скоростью 2 048 Кбит/с (Е1), речь кодируется при помощи алгоритмов G.729a и G.723.1, поддерживаются все распространенные системы сигнализации, внутренняя шина системы функционирует на базе технологии ATM со скоростью 5 Гбит/с, вносимая шлюзом задержка при использовании алгоритма кодирования речи G.729a составляет до 80 мс. Помимо поддержки второй версии протокола Н.323, обеспечена совместимость с оборудованием других фирм-производителей по профилю iNOW! В минимальной комплектации стоимость комплекса составляет несколько сотен тысяч долларов. Близкий по функциям комплекс оборудования IP-телефонии, рассчитанный на поддержку до 2000 одновременных разговорных соединений, разработала фирма Nokia. Масштабы и стоимость этой аппаратуры ориентированны на крупных операторов связи.

Lucent Technologies выпускает также платы IP-телефонии для учрежденческих АТС Definity. Они позволяют направлять телефонные вызовы по сети Интернет или Intranet с помощью функции маршрутизации в IP-сетях - DEFINITY World Class Routing. Модуль IP-Trunk представляет собой встроенный шлюз IP-телефонии, принимающий речевой сигнал из ТфОП и преобразующий его в пакетную форму. Одна плата IP-Trunk может обработать 30 речевых каналов, то есть полный цифровой поток Е1. Отдельный системный вход в модуль IP-Trunk позволяет администратору АТС устанавливать соответствие между номерами телефонной сети и IP-адресами, задавать правила маршрутизации и параметры обслуживания.
Аналогичный по функциям модуль IP-card поддерживает подключение 24 IP-телефонов (серия 6600), работающих по протоколу Н.323.

Lucent Technologies вы пускает также программный продукт Definity Soft Phone, который работает совместно с широко распространенным приложением Microsoft NetMeeting и позволяет, подсоединившись к АТС Definity через Интернет как к серверу, стать ее внутренним абонентом. Качество связи при этом будет, разумеется, зависеть от скорости передачи пакетов по сети Интернет. Кроме того, компания Lucent Technologies предлагает отдельное решение в области IР-УАТС под названием IP ExchangeComm, по структуре и компонентам сходное с решением CCN компании Cisco. Отдельно поставляется инструментарий разработчика программ (Software Developer's Kit) для TAPI 2.1 -3.0, позволяющий создавать новые приложения для IP-сети и добавлять новые функции к уже существующим продуктам. Компания Lucent начала выпуск и IP-телефонов - IP Exchange. Аппаратное и программное обеспечение телефонов IP Exchange совместимо с версией 2 стандарта Н.323 и поддерживает алгоритмы компрессии речи G.711, G.723 и G.729.

Интерес представляет решение компании Cisco - использовать сервера доступа и маршрутизаторы, например, Cisco 5300 и 3600, в которые добавлены речевые модули. Маршрутизаторы играют роль шлюзов, упаковывая речевую информацию в IP-пакеты. В этом направлении, кроме Cisco, активно работают фирмы Nortel и Ericsson (аппаратура IРТС). Фирмой OKI Network Technologies разработана аппаратура BS 1200 Internet Voice Gateway, предназначенная для установки непосредственно на АТС (УАТС). Помимо сокращения объема оборудования такое решение упрощает синхронизацию и сигнализацию. Программное обеспечение Cisco CallManager, работающее под операционной системой Windows NT, предназначено для управления соединениями между IP-телефонами Cisco и телефонными аппаратами ТфОП. Внешне IP-телефоны фирмы Cisco выглядят как цифровые телефонные аппараты с жидкокристаллическим экраном и встроенным 2-х портовым Ethernet-концентратором, позволяющим не занимать для телефона отдельную розетку RJ-45.


Поддерживается компрессия речи G.711 или G.723.1, в зависимости от выбора ПО CallManager. IP-адрес может присваиваться телефону статически или динамически, в последнем случае используется протокол DHCP.

Продукт IP-телефонии компании Ericsson состоит из следующих компонентов: шлюза, преобразующего формат речевой информации и сигнализацию, Sitekeeper - системы управления, выполняющей все функции управления, такие как маршрутизация, сбор информации о вызовах и т.д. В систему входит база данных, которая хранит информацию о вызовах, а также биллинговую информацию и, при необходимости, информацию об абонентах сети (пароль, тип услуги, текущее состояние). Сервер управления выполняет функции глобального управления всей сетью IP-телефонии, хранит информацию о топологии и конфигурации этой сети, а также таблицы маршрутизации. Следуя общим принципам технологии IP-телефонии, продукт Ericsson имеет, в то же время, некоторые особенности. Применено дополнительное технологическое решение - Phone Doubler, позволяющее создавать в Интернет вторую виртуальную телефонную линию. Точнее, оператор получает возможность предоставить клиентам новую услугу: работать в Интернет и разговаривать по телефону одновременно, занимая всего лишь одну аналоговую линию. Обычно для этого нужна либо вторая аналоговая линия, либо линия ISDN. В данном случае вызывающий абонент набирает номер вызываемого абонента, и если этот номер занят, то вызов переадресуется телефонной станцией к шлюзу. В свою очередь, шлюз передает запрос установления соединения вызываемому абоненту через IP-сеть. У этого абонента на экране появляется сообщение о входящем вызове. Далее устанавливается телефонное соединение. Кроме того, воспользовавшись продуктом Phone Doubler, пользователь Интернет может, например, произвести телефонный вызов, не прерывая своей Интернет - сессии, используя клиентское ПО. Более подробное описание реализации данной услуги в рамках другой платформы -комплекса Протей-IP - приведено в главе 11.

Nortel Networks анонсировала целую серию новых продуктов IP-телефонии под общим названием Inca.




Семейство Inca предоставляет потребителям портфель открытых решений на базе стандарта Н.323 для объединения сетей IP и телефонных сетей общего пользования. I2004 Internet Telephone - первый из этой серии Интернет-телефонов - совместим со стандартом Н.323 и использует алгоритмы сжатия речи G.711, G.723.1 и G.729A перед ее упаковкой в IP-пакеты. Еще в 1999 года корпорация Nortel Networks создала платы IP-телефонии для своей базовой модели АТС Meridian. Плата, называемая Meridian Integrated IP Telephony Gateway, способна обрабатывать и упаковывать в IP-пакеты 8 речевых каналов. Она устанавливается в периферийный модуль АТС, поддерживающий интерфейс 10Base-T с корпоративной сетью. Поддерживаются стандарты сжатия речи G.711 (64 Кбит/с), G.723 (до 5.3 Кбит/с) и G.729 (8 Кбит/с). Архитектура Integrated IP Telephony Gateway близка к рассмотренному в параграфе 11.8 модулю IPU, поэтому подробное рассмотрение этих решений отложим до главы 11.

IP-АТС RC3000 и IP-телефон LP 5100 IP, выпускаемые фирмой Siemens с начала 1999 года, относятся к сетевому оборудованию HiNet. Система рассчитана максимум на 50 абонентов. HiNet LP 5100 IP поддерживает стандарт Н.323, алгоритмы сжатия речи G.711 (64 Кбит/с) и G.723.1 (6.3 или 5.3 Кбит/с), а также функцию подавления эха.

В таблицу 5.2 сведены основные технические и функциональные характеристики учрежденческих АТС, реализованных на базе технологии маршрутизации речевой информации по сетям с маршрутизацией пакетов IP (IP-PBX) и поддерживающих протокол Н.323.

Подводя итог данной главы, нужно сказать о том, что большинство экспертов считает основной тенденцией мирового телекоммуникационного рынка конца 90-х годов движение бизнес - телефонии от традиционной коммутации каналов к коммутации пакетов. Эта тенденция тесно связана с повсеместным переходом к сетям с интеграцией в одном канале всех видов информации - данных, речи, видео и факсимиле. Новые продукты, о которых мы говорили, - первый отклик крупных телекоммуникационных компаний на интерес потенциальных потребителей к этой части рынка.


Большинство разработок пока предполагается использовать в корпоративных сетях или в небольших офисах, а не в глобальных сетях компаний-операторов связи. Однако в ближайшее время ожидается появление более мощного оборудования IP-телефонии.

Таблица 5.2. Сравнительные характеристики IP-PBX

Название WebSwitch 2000 Phoneware SBX IP ExchangeComm System

HiNetRC3000 CallManager
Фирма Ericsson Tedas Lucent Technologies Siemens Cisco
Емкость Модель М2 – 32 пользователя; модель М4 – 64 пользователя;для увеличения емкости несколько РВХ объединяются Одновременно 8/30 внешних соединений и до 240 внутренних соединений От 2 до 96 пользователей; для увеличения емкости несколько РВХ объединяются Нет данных 10000 пользователей на 1 кластер; до 10 кластеров, т.е. для увеличения емкости несколько РВХ объединяются
Версия протокола Н.323 H.323v2 H.323v1 (версия 2 готовится) H.323v1 Нет данных Нет данных
Интерфейсы Аналоговые абонентские линии и линии к АТС, Е1, 10ВазеТ, WAN- интерфейсы; 4ВRI или 1 PRI(DSS1) аналоговые и Т1 4 BRI или 1 PRI и 4 10BaseT интерфесы ISDN
Шлюз интегрированный интегрированный интегрированный необязательный интегрированный
Функциональные возможности оборудования поддержка IP-телефонов

и аналоговых телефонов,

совместимость с

Netmeeting;

эхокомпенсация G.168;

видеоречевая почта,

поддерживается доступ к

речевой почте извне;

wireless VolP: Symbol

Technologies access point

и 802.11-беспроводные

телефоны (или DECT.

когда не нужно

передавать данные);

объединение РВХ в сеть

через СЛ, общий план

нумерации при

нескольких РВХ в сети и

сокращенная нумерация,

Web-телефония

SDK;

РВХ на базе Gatekeeper;

MCU для смешивания

речевой информации и

проигрывания музыки при

удержании;

речевая почта с

аутентификацией, доступом

извне, индикация прихода

почты или передача аудио

файла;

поддержка беспроводных

терминалов;

видеоконференция

SDK;

администрирование из

любого места в сети через

web-интерфейс,

Windows NT;

начисление платы;

автоответчик;

подключение аналоговых

устройств через адаптер;

поддержка качества

обслуживания; (приоритеты

трафика);

поддержка секретности;

SNMP с индикацией аварий

и статуса;

контроль использования

ресурсов;

речевая почта: 96 почтовых

ящиков с неограниченным

числом сообщений макси

мальной длительности 5 мин;

РВХ соединяются через IP

между собой, образуя сеть, и

вызов приходит в ТфОП из IP

в наилучшей точке
администрируется локально

через RS232 или удаленно

через SNMP;

разработан терминальный

адаптер для подключения

аналоговых устройств;

интегрированный

привратник;

речевые кодеки только

G.711 и G.723;

передача данных Т. 128;

совместная работа с

приложениями (Application

shared - полное и

неполное);

Windows NT;

поддержка DNS;

подробные записи о

вызовах;

эксплуатационное управ

ление через интуитивно

понятный Web-интерфейс;

персональная адресная

книга;

возможность ограничения

пользования услугами
автоинформатор;

поддержка протокола

MGCP;

передача сигналов

DTMF через Н.245;

блокирование вызовов;

анализ и обработка

номера (ввод

префиксов, удаление

цифр);

начисление платы и

статистика;

передача факсимильной

информации (G.711);

генерация комфортного

шума;

РВХ соединяются между

собой через WAN

CTI ТАРI Outlook contacts как телефонная книга; создание и завершение соединения по расписанию, журнал событий в формате MS Access TAPI 2.1; протокол LDAP для работы с директориями Unified message:

e-mail с приложенными

текстовыми, речевыми и

аудио файлами
TAPI 2.1 и JTAPI 1.3
Функции ступени распределения вызова ACD, IVR с автоответчиком ACD, IVR с автоответчиком; поддержка не только IP-телефонов: внешние ТфОП телефоны также могут считаться телефонами РВХ; начисление платы; аутентификация; менеджмент через web; сокращенный набор и интеграция с VWWV; группа серийного искания Нет данных ACD; обратный вызов после запроса через web; IVR; воспроизведение извещений и подсказок; статистика Нет данных
Дополнительные услуги конференция до 8 участников; переключение связи и переадресация внутри станции и вне ее; режим удержания; перехват вызова; ответ с другого аппарата (pick up), постановка входящего вызова в очередь при занятости, группы серийного искания, извещение о новом вызове при разговоре, музыка при удержании и при ожидании, основная группа дополнительных услуг доступна с аналоговых и IP- телефонов режим удержания, ответ с другого аппарата (Pickup), переключение связи, переадресация (любая), конференция между терминалами LAN и ТфОП, CLIP/CLIP, COLP/COLR. MSN/DDI, DTMF -детектирование/ генерация (Н.245) отказ принять вызов, переключение связи, режим удержания, переключение связи, установка на ожидание, извещение о новом вызове во время разговора, идентификация имени/номера вызывающего абонента, конференция, повторение номера, набранного последним, блокировка всех входящих вызовов; сокращенный набор режим удержания; переключение связи; переадресация (любая); детектирование и генерация DTMF (RTP и Н.245); повторение номера, набранного последним автоматический прием/отказ от приема вызова; переключение связи внутри сети и во внешнюю сеть; переадресация (любая); режим удержания с

наведением справки; парковка/ответ с другого аппарата; постановка на ожидание; CLIP/CLIP; COLP/COLR; DID; извещение о новом вызове во время связи; конференция; набор номера и заказ переадресации через WEB


Содержание раздела